ШКОЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО «ИДУЩИЕ ВМЕСТЕ».
Когда в школе затрагивается вопрос о соуправлении, сразу все начинают говорить о гражданском образовании школьников. И это понятно. Участвуя в работе детских органов соуправления, у ученика формируется гражданская позиция.
В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.
Деятельность обучающихся в рамках модели ученического соуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.
Ученическое соуправление - это составная часть системы управления коллективом учащихся школы. Основное предназначение ученического соуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав, интересов, участие в решении реальных проблем школы. Соуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах своего коллектива. Соуправление призвано всеми средствами содействовать появлению у молодых людей чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы, вносить реальный вклад в решение важнейших проблем общества и является одним из важнейших этапов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения.
Целью школьного соуправления в нашей школе является воспитание гражданственности, социальной активности и ответственности, уважения к правам и свободам человека.
Модель ученического соуправления строилась с учетом следующих принципов: сочетание законодательной и исполнительной власти, выборность органов местного соуправления, назначение представителей исполнительной власти на конкурсной основе.
Цель модели ученического соуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта демократического поведения и социального партнерства.
Соуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии. В настоящее время существует оригинальная совмещенная административно-игровая модель «Школьное государство», которая позволяет обучающимся в процессе законотворчества лучше представить и понять всю сложность управления коллективом; помогает вырабатывать привычку принимать взвешенные, продуманные решения; и главное - нести за них личную ответственность, не прячась за спины взрослых. На определенном этапе развития данной модели у членов Совета Соуправления и представителей Ученического Комитета возникла необходимость в объединении в школьную организацию. Наша организация получила название «Идущие вместе».
«Идущие вместе» - добровольное, самодеятельное, самоуправляемое на основе Устава равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся.
Школьная организация «Идущие вместе» живет и работает под девизом:
Ни шагу назад,
Ни шагу на месте,
А только вперед
И только все вместе.
Школьное государство «Идущие вместе»- это детское и юношеское объединение учащихся 5-11 классов. Школьное государство было образовано 19 мая 2004 года. Ответственным за школьное соуправление в нашей школе является организатор досуга Султанова И. В. В настоящее время участниками объединения являются 399 учащихся.
Деятельность школьной организации «Идущие вместе» является организованной структурой по передаче педагогами и восприятию подростками обобщенного социального опыта, предоставляющей им самостоятельность в реализации этого опыта. Целостность системы деятельности школьной организации «Идущие вместе» обеспечивает единство цели, задач, содержания, принципов, организационных форм и методов.
Цель: формировать личность, готовую к активному преобразованию окружающей действительности и себя.
Задачи:
- сделать школьную жизнь интересной и увлекательной;
- развивать индивидуальные качества ребят через различные формы
внеклассной и внеурочной деятельности;
- развивать инициативу и творчество ребят в процессе коллективных дел;
- создавать условия, способствующие развитию личностных качеств учащихся,
- их социализации и адаптации в обществе.
Школьное государство «Идущие вместе» имеет свой флаг, эмблему, девиз.
Структура ученического соуправления:
Школьное ученическое собрание – Совет соуправления - Ученический комитет - Классное ученическое собрание - Совет класса.
Структура детской организации Школьное государство «Идущие вместе»:
ПРЕЗИДЕНТ
|
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ УЧЕНИЧЕСКАЯ ДУМА |
МИНИСТЕРСТВА
Высшим органом ученического соуправления является ученическое собрание. Ученическое собрание созывается каждый месяц. На собрании обсуждаются нормативные документы, регламентирующие деятельность ученического соуправления, выдвигаются инициативы проведения традиционных и новых коллективных дел. Членами Ученического собрания являются представители министерств Школьного государства «Идущие вместе» и представители Ученической Думы. Председателями ученического собрания являются президент и вице-президент Школьного государства «Идущие вместе». Президент выбирается из числа учащихся 9-11 классов. Выборы президента проводятся в форме деловой игры. Процедура максимально приближена к реальным выборам президента в государстве. Учащиеся 9-11 классов выдвигают свои кандидатуры от класса, затем проводится предвыборная агитация в различных формах (учащиеся изготавливают агитационные газеты, листовки, календари, готовят презентации и т.д.), на ученическом собрании все кандидаты представляют свои программы, затем проводится тайное голосование, в котором принимают участие учащиеся 5-11 классов. Так в 2010 учебном году прошли выборы президента Школьного государства. На конечном этапе было 2 кандидатуры: Федчук Александр (уч.10 «л» кл.) и Цуркан Кристина (уч. 11 «а» кл.). На выборах, которые проходили путем тайного голосования, победу одержал Федчук Александр с преимуществом в 15 голосов. Вице-президентом государства стал Гориславский Евгений (уч. 10 «л» кл.). Федчук Александр (уч.11 «л» кл.) оставался президентом Школьного государства в течение двух лет. В настоящем учебном году президентом школьного государства стала я – Цвигун Ирина, ученица 11 «Л» класса. Поменялись министры в нашем государстве, но работа организации не останавливается. Мы продолжаем с энтузиазмом участвовать во всех городских мероприятиях и проводить школьные. По итогам 2011-2012 уч. года наша школа заняла второе место по воспитательной работе в городе, а это значит, что работа школьного государства видна и за пределами школы. Каждый министр и члены министерств, ровно так же, как и представители активов классов берут на себя ответственность за определенное направление деятельности ученического коллектива, будь то досуговые мероприятия или благотворительные дела. Основные направления деятельности ученического соуправления – это организация досуговых мероприятий, поддержание порядка и дисциплины в школе, информационное освещение школьной жизни через школьную газету «Спектр», стенгазеты, сайт школы. В частности, члены министерств совместно с администрацией школы проводят рейды по проверке внешнего вида учащихся, дневников, дежурства, посещаемости учащимися школы. Выступают с инициативой проведения школьных мероприятий, их силами были проведены День учителя, Инсценированное представление ко Дню Осени, конкурс «Мисс Осени» среди 5-6 классов, Посвящение в лицеисты, различные мероприятия в рамках операции «Подросток», участие ребят из тимуровского отряда в различных спортивных соревнованиях, в конкурсах социальной рекламы, участие в конкурсах буклетов, встречи юных патриотов с защитниками отечества, трудовые десанты отрядом экологов, акция «Первоцвет», акция «Алая ленточка - символ надежды», участие президента государства в заседаниях круглого стола и многие другие. Начало этого учебного года ознаменовалось выступлением агитбригады ЮИД с инсценировкой «Ералаш. Дорожные ситуации.» и младшей агитбригадой с 4 класса со спектаклем «Правила дорожного движения для буратино» для учеников начальной школы, проходившем в рамках декады «Внимание, дети!» Министерство образования следит за успеваемостью и дисциплиной учащихся, организует участие классных коллективов в коллективных творческих делах, ежемесячно отчитывается перед членами Ученического Собрания об успехах и неудачах классных коллективов, проводят разъяснительную работу с неуспевающими и нарушителями дисциплины. На сегодняшний день в школе строго регламентирована деятельность классного ученического самоуправления. Ученическое соуправление дает возможность учащимся налаживать взаимодействие с родительской общественностью, в частности на расширенном заседании Совета школы, общешкольного родительского комитета и Ученического Собрания решаются такие вопросы, как проведение организация семейных конкурсов, юбилея школы. Члены ученического соуправления являются участниками проектной деятельности. Ими совместно с родителями и администрацией школы был разработан проект стенда Школьного государства «Идущие вместе». Мы считаем, что соуправление - это и планирование всех дел, и организация работы школьников, а затем анализ и подведение итогов. Соуправление помогает осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда. |