1. Размышления о «кризисности» возраста и влиянии социальных моментов
Границы подросткового периода совпадают с обучением детей средних классов
(контроль ослабевает, самостоятельность растет, структура общения меняется) и
охватывают возраст с 11-12 до 15-16 лет.
«Трудный», «переломный», «сложный», «критический» (возраст) – такими эпитетами
награждают взрослые перемены, происходящие в ребенке после периода
относительного «психологического застоя». Этот «застой» случается в головах у
родителей от элементарной невнимательности к поступательному развитию. В
подростковом возрасте ребенок «ускоряет развитие», т.е. заставляет взрослых
обратить на себя внимание.
Подросток – не взрослый и не ребенок – это маргинал (промежуточный
психологический тип), который, с одной стороны, пропущен в мир овзросляющей
информации, с другой стороны – лишен права самостоятельно действовать («На
дискотеку можешь ходить, но возвращаться, когда я скажу…»).
Макаренко воспитывал трудных детей, феномен его
заключался в справедливости и сознательном отказе от стандартов «двойной
морали». Когда коллектив коммуны принимал решение, оно становилось законом для
всех (нарушать не имели право ни взрослые, ни дети). В этот период детей надо
включать в труд взрослых, где они имеют обязанности и несут ответственность.
Хорошую возможность социализации имеют сельские дети, где родители ведут работу
в огородах, дети социализируются быстрее и мягче, чем их городские сверстники
(чьи обязанности сводятся к выносу мусорного ведра, а все остальное
обеспечивают родители.)
2. Биологическая составляющая возраста
Биологический смысл подросткового периода определяется понятием пубертатности.
Пубертатный период – это период созревания, это стадия, на которой человек
становится «половозрелым», хотя его физический рост еще продолжается.
Начинается половое созревание – увеличение массы тела. Ускоренный рост тела в
длину (при относительно медленном росте кровеносных сосудов) провоцирует
повышенную утомляемость подростка. Утомление проявляется в нарастании
двигательного беспокойства (усилиями воли подросток не в состоянии затормозить
нежелательные движения, затем наступает сонливость, дремота или, напротив,
сильное возбуждение). Мальчики менее приспособлены пере6носить статическую
нагрузку, что выражается у них в более частом нарушении дисциплины на уроках.
Отставание в развитии регуляторной системы (поддерживает артериальное давление)
может вызывать эпизодические головокружения, головные боли и даже
ортостатические обмороки, когда подросток нагнется, а затем быстро
выпрямляется.
В начале полового созревания (≈5-6 класс)
первыми проявляют себя Центральная нервная система (ЦНС), гипоталамус
(механизмы сна, бодрствования, эмоций) и гипофиз (железа внутренней секреции).
Этим объясняется неуравновешенное состояние ЦНС и нарушение поведения. У
девочек в этом возрасте повышается обидчивость, плаксивость, смена настроения.
В поведении мальчиков отличается несдержанность, нервозность и неустойчивость
эмоциональных реакций.
В старшем подростковом возрасте самочувствие улучшается, меняется настроение в
положительную сторону (растет способность к самоконтролю). Старший подросток
менее раздражителен, чем младший. Под влиянием половых гормонов увеличивается
масса мышц, повышается их сила и работоспособность.
Внешним признаком полового созревания девочек является ускоренное развитие тела
(увеличение его размеров и округление). Почти одновременно начинается развитие
молочных желез (около 10 лет). Девочки, у которых развитее молочных желез
начинается рано и происходит интенсивно, стесняются, они являются предметом
повышенного внимания.
В подростковом возрасте половые гормоны начинают
оказывать на нервные центры такое воздействие, в результате которого вся
информация сексуального характера становится для ребенка необычайно значимой.
То, что раньше накапливалось как отвлеченное знание, теперь воспринимается
актуально и лично. Информация отслеживается, сопоставляется и
систематизируется. Степень внутренней занятости подростка «этим» содержанием
определяется конкретными особенностями его жизни, воспитания и общения.
«Два часа кайфа на простыне?» – кино на диване;
«Мы, ребята, удалые ищем щели половые» – тараканы.
Подростки задают такие загадки и радуются, как дети, смущению товарища.
По мере взросления, пройдя через страх и вытеснение страха (а подростковая
смех-культура – это и есть вытеснение страхов), подросток сам начинает испытывать
эротически окрашенные чувственные переживания, а его интерес к противоположному
полу трансформируется в настоящее «половое влечение».
Половое влечение является важным элементом возрастного развития (только не
следует сразу понимать его в завершенной и окончательной форме, которая
характерна для взрослого человека!)
3. Внешние признаки взрослости
Подросток хочет быть взрослым сильнее, чем сами взрослые, а потому часто
разыгрывает из себя (часто по- детски) какого-то «крутого» взрослого.
Все начинается с внешних аксессуаров взрослости. Мальчики младшего
подросткового возраста стремятся незаметно вынести из дома и продемонстрировать
сверстникам сигареты, зажигалки, крупные денежные купюры, ножи охотничьи,
браслеты, наклейки с женщинами и т.п. Некоторые начинают говорить каким-то
натужным басом, копируют чьи-то жесты, мимику, манеру говорить, используют вульгарные
обороты, словечки, мат! Часто слова и поступки младших подростков рассчитаны на
то, чтобы быть увиденными и услышанными товарищами и взрослыми (чужими).
Новое поведение «маленькой женщины» так же разнообразно и сложно. Одной из
характерных реакций – кокетство. В основе кокетства лежит стремление привлечь к
себе внимание противоположного пола.
Девочки стремятся поскорее увидеть себя во взрослом обличье: волосы, блузки,
туфли, мамина парфюмерия, косметика, бижутерия.
Подростки заимствуют у взрослых отдых и время
провождения, через табачно и вино – водочные киоски. Ведут разговоры о сортах
табака, вина (блеснуть эрудицией).
1 сентября, ученик 6-го класса в белой рубашке с галстуком, цветами смотрит в
зеркало: – У нас в классе так позорно ни кто не ходит.
Выяснение отношений с учителем – это тоже внешние признаки взрослости. Простая
формула взрослости: «Принизишь учителя – возвысишь себя».
Пока одни подростки показывают свой норов учителю, другие воспитывают в себе
волевые качества.
В среде мальчиков – подростков высоко ценится физическая сила. Очень ценится у
младших подростков готовность выручить товарища, желание вступиться за него,
защитить , биться. Подростки способны на самые рискованные, отчаянные поступки,
что увеличивает детский травматизм.
Современная девочка – не проблема постоять за себя на дискотеке, отомстить,
проучить, оказать давление. Они решительны, инициативны, авторитарны и
автономны (они готовятся совершить сексуальную революцию).
4. Изменение характера общения со взрослыми
Увеличение обязанностей должно
сопровождаться расширением прав.
Томас Джеферсон
Изменение характера общения со взрослыми происходит «помимо воли» ребенка. С
первых мгновений жизни родители сами учат малыша действовать по – взрослому
(ходить на горшок, есть ложкой, убирать игрушки…). На определенном этапе
взросления (подростковом) логика развития человека требует еще большей
самостоятельности, но смена привычки управления лишает родителям осознать
«переход количества в качество». Нужна большая работа души, чтобы понять:
любовь – это всегда риск (риск поверить в чужое «Я»).
Выяснение отношений с родителями – кульминация подросткового возраста. Чтобы
избежать излишних нервных потрясений, родителю необходимо заранее признать
возросшие права ребенка. Он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять,
унижать, лишать права выбора.
Подросток (14-15 лет) не может жить на глазах у
взрослых, ему нужна своя комната (угол, перегородка, занавеска, куда не следует
ходить без разрешения). Младшие подростки обожают охранять свою территорию:
строят шалаши, землянки…
При постоянном ущемлении прав подростка, он находит способы, позволяющие
поступать по-своему. Он начинает лгать, изворачиваться, приспосабливаться к
взрослым, притворяться, обманывать и вести «двойной образ жизни». Родителей
такой подросток считает нужным держать в неведении. Нельзя ругать правду
подростка! Нельзя подростку запрещать дружить!
5. Сверстники в жизни подростка
Требования взрослого, толкающие
на нарушение норм товарищества,
являются заведомо невыполнимыми.
Т.В.Драгунова
Сверстник занимает особое место в жизни подростка (В отношениях сверстников все
равны!)
Школа дает основу товарищескому общению. Неблагоприятные отношения с
одноклассниками, расцениваются как личная драма.
В первые школьные годы статус ребенка в классе зависит в основном от того, как
оно учится, и как на него реагирует учитель. С момента обучения в средней школе
положение учащегося сразу осложняется тем, что вместо одного – несколько
учителей. Ребята начинают сравнивать учителей друг с другом, обсуждать их
достоинства и недостатки. Появляются «любимые» (добрые) и «нелюбимые» учителя.
Неблагополучие в отношениях с учителем может нарастать, как снежный ком
(родители подливают масла в огонь).
Дорогие родители задумайтесь, как Вам общаться со своими детьми?!
Я думаю, это собрание поможет Вам ответить на многие вопросы.
И мой Вам совет, как мамы, сделайте первыми шаги к своим детям, будьте мудрее,
умнее, а главное, примером для своих детей.
Взрослый, у которого «золотые руки», вызывает уважение и восхищение у подростка.
Вместе отдыхайте, занимайтесь спортом, обсуждайте фильмы…
Не теряйте ниточку между родителями и детьми!