Дороганич М. Ю., учитель начальных
классов высшей квалификационнойкатегории
При работе над оптимальным развитием навыка чтения принято подразумевать чтение, характеризующееся тремя аспектами: беглостью, выразительностью, осмысленностью. Есть ряд технологических приемов, научно подтверждённых, апробированных, которые помогают овладеть навыками беглого чтения. Это: - ежедневные частые тренировки (важна не длительность, а частота); - самозамеры; - чтение перед сном. Второй аспект - это выразительность. Для достижения результатов в этом направлении используется многократное чтение отрывка, скороговорки, чтение хором в темпе. После таких упражнений достигается не только выразительность, но и возрастает скорость чтения. И, наконец, осмысленность, которая достигается применением традиционных упражнений: это пересказ, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту. Ученик, даже хорошо умеющий читать, еще долгое время нуждается в том, чтобы ему читали вслух, чтобы во время чтения отвечали на его вопросы, выслушивали его мнение, делились с ним своими мыслями. Это теоретическая сторона чтения, но чтение - процесс творческий. И, каждый раз готовясь к урокам чтения, задумываешься над тем, как повысить эффективность уроков, сделать их интересными, чтобы все учащиеся были вовлечены в активную деятельность с учетом их возможностей и способностей. Как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя?
Роль учителя состоит в осознанном формировании самостоятельной деятельности ученика. Ведь самыми прочными являются те знания, которые добываются школьником самостоятельно. Мысль, даже хорошо понятая с чужих слов, никогда не будет освоена так осознанно, как постигнутая собственным умом. Интересными считаются те технологии, которые базируются на самостоятельности ученика. Чтобы обучение было успешным, необходимо не только стимулировать активную познавательную деятельность ребят, но и учить их приёмам этой деятельности. Большим потенциалом в обучении способам умственной деятельности обладают модульные уроки. Это новая ступень в развитии самостоятельности учащихся. Такие уроки учат: - усваивать предложенный способ проработки новой учебной информации; - достигать результата; планировать свою деятельность; - свободно ориентироваться в учебнике; - совершенствовать навыки самостоятельной работы не только на этапе усвоения новых знаний, но и на этапе применения, обобщения, систематизации. Модульные уроки особенно эффективны как средство развития умственной деятельности учащихся. Эти уроки позволяют осуществить индивидуальный подход с учётом субъективного опыта ученика, уровня его обученности и обучаемости. Модульное обучение объединило в себе то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. В результате такой деятельности по технологии модульного обучения у учеников сформировываются следующие умения: - работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму; - оценивать и анализировать свою деятельность в учебном процессе, учиться мыслить, что самое главное. Начиная с первого класса веду работу по развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса. Очень помогают слоговые таблицы: Таблица № 1. На но ну ни не ня нё ню нэ Ра ро ру ри ре ря рё рю рэ Со сы са су се сю сэ ся сё Таблица № 2. Читаю быстро
свет март волк
слон метр герб
слог серп зонт
след торт куст
спорт танк кадр
стих тигр лист
Таблица № 3. Чтение рифмованных стихотворений
та-та-та У нас дома чистота
ты-ты-ты Сметану съели все коты
ти-ти-ти Съели кашу всю почти
тё-тё-тё Отложили мы шитьё
то-то-то Стали мы играть в лото
ать-ать-ать Мы идём играть
ат-ат-ат Берём самокат
Игра «Договори...» Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке, Он веселая игрушка, И зовут его… ПЕТРУШКА. Встает на заре, Поёт во дворе, На голове гребешок. Кто же это? – ПЕТУШОК. Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня увидишь за версту- Зовусь я… ПОДОСИНОВИК. Он круглый и красный, Как глаз светофора, Среди овощей Нет сочней… ПОМИДОРА. Если всё ты будешь знать, То получишь в школе… ПЯТЬ.
Игра «Летит-летит» Летит-летит орел? Да. Летит-летит козёл? Нет. Щегол? Синица? Горчица? Фазан? Баклан? Кукушка? Лягушка? Старушка? Во втором классе, продолжая работу над развитием речевого творчества, уделяю внимание чтению рифмованных скороговорок, созвучных слов, сочинительству. Детям эти задания очень нравятся. Это развивает их словарный запас, чуткость, душевность. Например, использую следующие скороговорки: 1 Шёл Егор через двор, 4 Шла Саша по шоссе Нёс топор чинить забор. И сосала сушку. 2 От топота копыт 5 Вы малину мыли ли? Пыль по полю летит. Мыли, но не мылили. 3 Булку, баранку, батон и буханку 6 На дворе – трава, на траве – дрова. Пекарь испёк спозаранку. Не руби дрова на траве двора. Продолжая работу по развитию познавательного интереса к чтению, использую на уроках пословицы: они помогают в обогащении словарного запаса, воспитывают терпение, усидчивость, трудолюбие, любовь к близким людям, природе, животным. 1 класс. Тема: Согласные звуки [п], [пь] ,буквы П, п. К беседе о Петре Великом (стр. 82-83): «Всё было во славу России», «Добрый пример лучше ста слов». 2 класс. Тема: В. Драгунский. «Тайное становится явным»: «Потерять совесть - большая беда», «Настоящий человек тот, кто совестью своей дела проверяет». 3 класс. Тема: М. Пришвин. «Пиковая Дама»: «Материно сердце - в детях», «Матери все дети равны - одинаково сердцу больны», «За кровь свою и курица - лютый зверь». 4 класс. Тема: С. Пермяк. «Трудовой Огонёк»: «Ум без совести - страшное зло», «Терпение дает умение». Используя модули, работаю над текстом, задавая вопросы, позволяющие определить, о чём идёт речь, какова главная мысль. Ставлю проблемные вопросы. А. Н. Толстой. «Акула»: «Можно ли было избежать случившегося?» В. Пермяк. «Трудовой Огонёк»: «За что бабушку чтят внуки?», «Какое богатство она оставила каждому из них?» В. Ю. Драгунский. «Тайное становится явным»: «Что заставило героя рассказа запомнить на всю жизнь слова, вынесенные в название рассказа?» Разнообразие форм и методов работы позволяет учащимся читать бегло, выразительно, осмысленно, делать выводы, участвовать в общей беседе, находить нужные для описания слова, предложения, отрывки, читать по ролям, эмоционально передавать свои мысли, общаться с людьми, а значит, быть самостоятельным, уверенным в себе, творческим человеком. Главное, развивается познавательный интерес к чтению.