Пятница, 13.06.2025, 12:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Рыбницкая школа №10 с гимназическими класcами

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Профессиональное будущее моего ребенка». Консультация для родителей.

«Профессиональное будущее моего ребенка». Консультация для родителей.

Уважаемые родители, выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном призвании.

Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе. Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию, кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь для них предпочтительнее.

Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны. Выбирая профессию, люди выбирают не только способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни. Кто должен нести ответственность за выбор профессии родители или дети?

Ответственность — качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и их выполнять без всяких принуждений и напоминаний.

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

Конечно, сделать это не просто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь для них – самим решить, какая профессия будет для ребенка оптимальной.

Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, самоощущение, что данную профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития. Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение.

На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние следующие факторы: родители, друзья, СМИ, профильное обучение, родственники, сверстники.

Для того, чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей. Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями.

Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую выбрал ребенок. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

На сегодняшний день лучше сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача- поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка.

Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни (изменяется ситуация на рынке труда). Возможно, выбранная профессия всегда будет интересна, а может через некоторое время предпочтения изменятся, главное здесь – стремиться наиболее полно реализовать свои возможности.

Выбор профессии – это прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств:

  • Осведомленность и ориентировка в пространстве выбора профессий;
  • Выявление способностей и склонностей;
  • Изучение социального спроса на профессию (ситуация на рынке труда);
  • Анализ и организация действий (выбор пути и средств осуществления выбора);
  • Окончательный выбор (оценка собранной информации);
  • Осведомленность и ориентировка.

Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, можно обратиться к школьному психологу или специалистам по профессиональному консультированию, , которые смогут дать вам прогноз относительно востребованности специалистов, т. ч. и профессии через несколько лет, а также помогут составить полное представление о профессии, раскроют информацию о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Здесь же помогут и в выборе образовательного учреждения.

Выявление способностей и склонностей.

Постарайтесь сначала помочь ребенку оценить его интересы. Чем бы он хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы ему нравятся? Чем он любит заниматься в свободное время? Легко ли ему даются контакты с людьми, особенно посторонними?

Способности и склонности – не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес, к какому- либо виду деятельности, но успех в ней обойдется вам слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, желательно подростку получить консультацию психолога (можно в школе или в Центре Занятости, у специалиста по профконсультированию).

Социальный спрос на профессию (ситуация на рынке труда).

Полезно помочь ребенку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь: возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходите на посвященные трудоустройству сайты в сети Интернет и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами, которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные, определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет, когда ваш ребенок закончит обучение, картина может поменяться. Так что выбирайте сердцем, а не рассудком.

Анализ и организация действий.

Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от своей работы, кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ребенку оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, материальные возможности на случай платного обучения, наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства.

Принятие решения.

Собрав информацию, предложите ребенку составить список основных его профессиональных предпочтений из 5-10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки (плюсы и минусы), действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор. Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или?..

Наиболее типичные ошибки выбора профессии

Как Вы считаете, какие ошибки можно допустить, выбирая для себя следующие типы профессий?

1 группа: «Романтичная» или «интеллигентная» профессия.

Часто оказывается, что для успешной самореализации в профессиях такого рода приходится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Обратная сторона медали открылась. Ощущение, что без нахальной саморекламы ты никому не нужен. Обида и боль от того, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена режиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам.

2 группа: «Модная профессия».

Существует огромный риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток отнюдь несчастливых обладателей этой профессии, а, следовательно, безработица и жесткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъем–предвестник спада.

3 группа: «Профессия, обещающая большие деньги».

На поверку оказывается, что профессия не только что-то обещающая, но и требующая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожести, готовности отказаться от многих других важных дел. Например, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха), отсюда — преждевременная седина , заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем.

4 группа: «Трудовые династии или профессия как у…».

Времена и социальные обстоятельства меняются и нет стопроцентных гарантий исследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может и отличаться.

Семья — это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает , что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, — это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей

Copyright MyCorp © 2025